Блог

Советы от Кирилла Иванова

Группа Кирилла Иванова «Самое Большое Простое Число» славится тем, что никогда не стоит на месте. Каждый из ее четырех альбомов разительно отличается от предыдущего: то поэтические чтения под зубодробительный IDM сменяются наивными песенками в духе «Кино», а то и вовсе собирается оркестр из полутора десятков музыкантов в разбросе от Стаса Барецкого до Ларика Сурапова. Тем ценнее получить совет от одного из самых симпатичных хамелеонов отечественной сцены, не зря удостоившегося звания «Музыканта года» по версии журнала GQ.


— Сразу скажу, чего не надо делать: нанимать профессиональных музыкантов. Полагаясь на них, едва ли вы сами будете развиваться в профессиональном плане. И правда, зачем стараться, если у вас и так уже есть классный басист и офигенный барабанщик? Какие бы песни у вас ни были, аранжировка сама их вытянет. Путь этот порочен. Только на первый взгляд такой подход дает преимущество, а на деле убивает все живое.


— Если вы пишете электронику, обязательно слушайте получившийся материал на хорошей аппаратуре. Ходите на репетиционные точки и включайте треки на полную громкость — сразу все проблемы со звуком вылезут. Это даже важнее, чем хорошие инструменты. Сейчас все можно сочинить в компьютере, но это не значит, что и прослушивать песни нужно там же.


— В живой группе самое важное — представить, как вы хотите звучать, и планомерно двигаться к этому образу. Подсматривайте у любимых музыкантов приемы, черпайте идеи из их концертных записей, учитесь на примерах, как достичь нужного эффекта. А когда все изучите, сделайте наоборот — или хотя бы чуть-чуть по-другому. Нет ничего плохого в шаблонах, любой музыкант в конечном счете — именно что набор таких шаблонов. Но их всегда надо пытаться ломать, только так у вас что-нибудь вырастет.


Репетируйте. Играйте часто и подолгу. Это базовая вещь. Но если дело не идет, не насилуйте себя, лучше подождите. Все вымученное, сделанное через «не хочу» обречено быть плохим. Вы это и сами увидите, как только ляжете поспать, проснетесь и включите запись, чтобы тут же стереть.


Группа — это компромисс. При этом нужен если не лидер, то хотя бы человек, который готов взять на себя ответственность. Таких моментов будет примерно квадриллион: выступать в этом клубе или нет, какой гонорар просить и так далее. Не ищите себе директора, на первых порах он вам ничем не поможет — зато когда вы добьетесь успеха, он образуется сам собой.


Записав альбом, отложите его в ящик хотя бы на пару недель. Тогда вы увидите все его минусы со стороны. Спешка тут ни к чему. С другой стороны, затягивать тоже не стоит — альбом, записанный за три года, мало кто отличит от того, что записан за две недели. Научитесь заканчивать. Иначе старый материал будет вас постоянно мучить, не давая переключиться на новое. Кто знает, может, вы уже будете другим и хотеться вам будет совершенно другого.


Ничего не ожидайте. Помните: вы делаете это не для того, чтобы вас кто-то похвалил, а для себя. Лучшая музыка всегда появлялась без надежды на успех — просто оттого, что ее не могли не записать.