Бизнес России многолик. Зачастую его специфика определяется даже не регионами, а конкретными городами. В числе причин — различия в географии, специализация территорий, качество и доступность инфраструктуры поддержки предпринимателей. Яркий пример — близкие друг к другу Владивосток и Хабаровск. Стремительный и динамичный бизнес портового Владивостока можно противопоставить размеренному и осторожному предпринимательскому поведению хабаровчан.
Активный с точки зрения бизнеса Уральский федеральный округ характеризует уникальное соединение производственной и интеллектуальной сфер бизнеса. К примеру, челябинские компании малого и среднего бизнеса тесно связаны с производством, в то время как предприниматели Тюмени развивают своё дело в научной сфере. Стоит отдельно отметить Тюмень как регион, в котором создана эффективная инфраструктура поддержки молодёжного бизнеса. Госорганы и общественники тюменского региона инвестируют серьёзные ресурсы в акселерацию молодых предпринимателей, решая стратегические задачи по созданию в будущем успешного бизнес-сообщества.
На бизнес-карте России заметно отличается молодёжь Сибири — очень амбициозная, вовлечённая, перспективная. Статистика венчурного фонда Промсвязьбанка и «Опоры России» это подтверждает. В 2014 году семь молодых предпринимателей из этого региона получили инвестиции на развитие проектов. Этот результат сопоставим только с Москвой, где картина предпринимательской активности качественно отличная от других регионов. Московский регион можно сравнить с инкубатором, где появляются и растут самые смелые бизнес-проекты, которые потом тиражируют в масштабах всей страны. Показатели продаж и прибыли практически любой национальной компании говорят о том же — львиная доля клиентской базы и основной объём продаж всегда сосредоточены здесь.
Каждый регион и каждый город уникальны. Поэтому любому предпринимателю важно не только знать потенциал своей территории и уметь его использовать, но и быть в курсе возможностей других регионов. Это позволит не только построить эффективный бизнес, но и успешно его масштабировать.
Все регионы, входящие в состав федеральных округов, разные. В том числе в плане бизнес-климата и инвестиционной привлекательности. Каждая региональная власть самостоятельно выбирает, в какой степени использовать имеющиеся возможности для развития предпринимательских инициатив. Разве что на Дальнем Востоке существуют особые территории опережающего развития — ТОРы.
Количество компаний в регионе, а также темп их роста во многом зависят от местного бизнес-климата. По нашему мнению, наиболее перспективными регионами, создающими максимально удобные условия для предпринимательской деятельности, являются Республика Татарстан, Ульяновская, Тульская и Калужская области. Учитываем доступ к рынку и условия конкуренции, человеческие ресурсы и навыки, финансовые ресурсы, инфраструктуру, технологический потенциал, административное регулирование и барьеры, систему поставщиков.
Общаясь непосредственно с руководителями компаний в регионах, получаешь тому доказательства. К примеру, в Приволжском федеральном округе бизнесмены отмечают эффективную работу советов по предпринимательству и инвестициям при губернаторах. В Кировской области у предпринимателей есть прямой доступ к областному руководству, что позволяет оперативно и эффективно решать возникающие проблемы. А в Пермском крае собственник бизнеса является сопредседателем Совета по предпринимательству при губернаторе, что говорит об ориентации региона на развитие бизнеса.
Выбор региона для ведения бизнеса — это важный вопрос. Есть несколько базовых критериев определения территории для построения успешного бизнеса. Во-первых, предпринимателю важно знать бизнес-климат в регионе и в конкретном городе. В это понятие входят в том числе инфраструктура поддержки предпринимательства, качество регуляторной и нормативной среды. Во-вторых, предпринимателю следует сопоставлять желаемые мощности развития бизнеса с рыночными реалиями, а также объективно оценивать кадровый потенциал. В-третьих, необходимо учитывать развитость и активность институтов поддержки бизнеса.
Сегодня фактором роста профессионального уровня молодёжного бизнеса является возможность перенимать успешный опыт у предпринимателей со всей России. У молодого бизнеса появился уникальный шанс консолидации бизнес-практик и масштабирования бизнеса по всей территории страны. Есть достаточное количество успешных примеров, когда, открыв бизнес в одном городе, руководители компании решались на создание целой сети.
Говорить о том, как важно бизнесменам вдохновляться примерами коллег, особенно актуально - 5 февраля были подведены итоги Национальной предпринимательской премии «Бизнес-успех». Цели «Бизнес-успеха» — это популяризация успешных практик России, открытие новых имён, построение интересных предпринимательских моделей. Четырёхлетний опыт проекта показывает, что успех в бизнесе связан в первую очередь с личными особенностями предпринимателя и его целеустремленностью. Потенциал территории и благоприятность среды региона в этом отношении второстепенны.
Абсолютно очевидно, что подходы к развитию бизнеса отличаются от региона к региону. В каждом есть то, что, наверное, можно назвать «характером». Он складывается из истории, географии, доступных ресурсов. Бизнес в Татарстане ведут чуть по-другому, чем в Калининградской области, и совсем иначе, чем в Карачаево-Черкессии. Но в этом и сила России — в том, что мы разные и по-разному можем подходить к решению тех или иных проблем.
К примеру, на Кавказе люди очень серьёзно относятся к работе. Возможно, из-за того, что в этом регионе не так давно начались позитивные изменения в экономике и люди заждались хорошей работы и новых предприятий. Уровень трудовой дисциплины и производительности там высок. Можно выделить регионы с очень серьёзной предпринимательской жилкой, где создается много компаний и люди не боятся рисковать. Возьму на себя смелость сказать, что Приморье — именно такой предпринимательский регион. Люди всегда жили там в сложных условиях и не боятся брать на себя ответственность. Те же основательные сибиряки всегда очень ответственно подходят к делу.