Футбольные фанаты — не просто любители самой популярной в мире игры. Это городская культура, построенная вокруг футбола в «золотой век» мирового фанатизма — 1980-90-е годы. По большому счету, фанат отличается от простого любителя футбола тем, что предпочитает активно поддерживать любимый клуб на стадионе и за его пределами, а также ездить с командой на «выезды» по всей стране. В Англии и Европе подобная практика началась чуть раньше, чем в России, где самое горячее время случилось в конце 90-х. Внешне футбольные фанаты выделялись на стадионе почти полным отказом от атрибутики и casual дресс-кодом. Для фаната одежда играет важную роль. По этому поводу однажды высказался один из идеологов британского фанатизма Фил Торнтон: «Для нас одежда была не просто способом узнать друг друга. Нам еще и хотелось выглядеть круто во время любой заварухи».
Эти ребята выглядели не как маргиналы, а вполне прилично и предпочитали весьма дорогие марки одежды. Так, на футбольных фанатах, как и на многих игроках, нередко можно увидеть кроссовки adidas. Модели вроде Forrest Hills, Samba, Malmo — да и вообще вся серия City — сыграли весьма важную роль в формировании casuals (так еще называют футбольных фанатов на родине, в Великобритании). Со временем образ правильных фанатов серьезным образом изменился, но участники коммьюнити традиционно трепетно относятся к своему гардеробу.
Игорь Компаниец
Старший редактор журнала Port и арт-директор нового бара Mandarin Combustible
«Весной 1998 года мне в руки попал очередной, четвертый выпуск околофутбольного фанзина Ultras News. Издателями были люди из центровой спартаковской банды Flint’s Crew — несмотря на это, мне, в то время активному борцу с красно-белым началом во имя ЦСКА, журнал дико попер. Я не мог оторваться от издания с неделю — читал в институте, дома за обеденным столом, в перегонах метро и его вестибюлях. Короче, везде. Один из самых удачных номеров в истории отечественного околофутбольного самиздата, UN № 4 повествовал в характерной расслабленно-героической форме о битвах “мяса” и “хохлов” на заре перестройки, каталогизировал поделки для нанесения увечий, размышлял о смысле существования города Тюмень и писал о прочих столь же замечательных вещах. Роль стрежня в журнале играл блок материалов об Англии — это были совершенно крышесносящие материалы О. Максимова о британском хулиганском лайфстайле. Именно они и во многом определили современный путь развития российского фанатского движения, именно из них основные массы российского фанатья-хулиганья и узнали такие слова как casuals, Stone Island и т. п. Именно эти статьи и подтолкнули их же автора Максимова к созданию сайта, а позже и магазина FOTT. Мир российского футбольного фанатства перевернулся в марте 1998 года, с выходом в печать Ultras News за номером 4».