Поклонники хеви-металла и металлического рока во всех его стилях и проявлениях в СССР появились в середине 1980-х и уже тогда отличались узнаваемым стилем, в котором большое количество железных изделий, приколотых к одежде, соседствовало с проклепанными кожаными аксессуарами и длинными волосами. Большинство подростков мужского пола в то время слушали металл и на уроках вырисовывали лого любимых групп на последних страницах тетрадей, в учебниках и на школьных сумках. Тяжелая музыка всегда была соревнованием в брутальности, поэтому в зависимости от представлений о ней менялся и внешний облик металлистов.
Первопроходцами советского металла считается группа «99%», дававшая концерты с 1982 года. Ну а первой действительно всенародно популярной русской хеви-металл-группой была «Ария», слизавшая весь свой стиль, да и музыку у группы Iron Maiden. Заметной фигурой в русском металле стала группа «Коррозия металла» и ее харизматичный лидер Паук, придумавший множество мемов, вроде «адский трэш», «девки, пиво и угар» и в 1993 году участвовавший в выборах мэра Москвы от партии НБП, а в 2012 году объявивший о намерении баллотироваться в мэры Химок от своего движения КТР (Корпорация тяжелого рока).
Илья Буц
Главный редактор журнала Billboard и сооснователь ресурса ДрагМеталлы
«Я учился в одном из престижных лицеев Москвы в 1990-х. Как благополучных детей нас тотально привлекало все мерзкое, экстремальное и деструктивное. Для мальчиков метал был практически неизбежным музыкальным диагнозом (рэпер на всю школу был один). Интеллигентность среды порождала эстетские методы: тексты Carcass обсуждались на переменах с медицинским словарем под мышкой, знание имен норвежских богов леса или подробной географии американского хард-кора добавляли очков в тусовке. Горбушка тогда сильно отставала в плане новостей.
Зато сейчас модный метал у нас расцвел, появились экспортные команды и куча интересных локальных сцен от спортивных дескорщиков до полуобморочных стоунер-думстеров и конвульсивных хаос-металлистов. Недавно я участвовал в жюри одного важного метал-конкурса. Авторитетным составом судей-металлистов мы отбирали участника европейского фестиваля от России. Послушали всех, обсудили. Жюри — все люди опытные. И вот, когда дело дошло до заполнения таблицы с оценками, обнаружилось, что первая ее копия растворилась в крепком спиртном, разлитом на судейском столе. Наспех расчерченная вторая, правда, тоже не сработала — один из судей поставил оценки всем участникам в одной и той же клетке — получился почти черный квадрат. Рефери был почетно дисквалифицирован и отнесен к такси, конкурсанты томились в ожидании, но воля членов жюри была непоколебима. Из последних сил, с третьей попытки, они, наконец, заполнили таблицу. Это был настоящий триумф духа старой школы. Квинтэссенция слова "тру"».