Где бы они ни находились, граффитчики автоматически сканируют местность на наличие спотов, где можно порисовать. Параметры всегда одни и те же: «Вот хорошая стенка для куска, видно издалека», или «Здесь коммунальные службы давно ничего не закрашивали, значит, если нарисовать, провисит долго», или «Так, а нет ли тут камер наблюдения?». При неудачном стечении обстоятельств граффитчику грозит погоня с участием правоохранительных органов, при удачном — в просканенном месте можно даже устроить неспешное рисование всей граффити-командой.
Граффитчики по своей природе — меломаны. Их можно встретить как на концертах местных ска-, хардкор- или рэп-групп, так и на минимал-техно-вечеринках, но нет ни одного граффитчика из 1990-х, равнодушного к творчеству Wu Tang Clan. Виной тому — современные граффити-видео с саундтреком от Wu Tang. Граффити-видео — это вообще отдельный фетиш: специально для презентаций или массовых просмотров граффитчики арендуют клубы. Как правило, граффитчики очень дружественно настроены к своим коллегам из других стран, с удовольствием проводя им экскурсии по «своим территориям», будь то ночные клубы или споты.
Артем Королев
Граффитчик, один из создателей первой российской граффити-краски Rush
«Мне сложно вспомнить первую волну граффити-райтеров. Кажется, это был 1997-й, но их было так мало, что я даже не заметил, как мы, волна 2000-х, наступили им на пятки и присвоили граффити свое имя. То есть, конечно, они существовали в своем мирке, где-то на районах, где-то на граффити-акциях… Они первыми сделали метро, первыми делали “видные” стриты, и вообще они были первыми. Однако, когда вторая волна в начале нулевых начинала рисовать, она скорее ориентировалась на продукты средств массовой информации. Выглядело все примерно так: увидал где-то граффити — нашел граффити-магазин и купил краски, а заодно и какую-нибудь VHS-кассету и пошло-поехало… Даже можно проследить дальнейшее развитие граффити-райтера на примере того, что он первое посмотрел. Если это Dirty Handz или MIB, то это, скорее, будет “трейн-вандал”, если “Да буги в Берлине”, Style Wars, FX Crew, то это будет подобие вайлдстайл-граффити-райтера.
В Москве при отсутствии своей граффити-культуры все развивалось копированием, именно поэтому в первые годы общего стиля не было, а была скорее солянка польско-немецко-французско-какая-то. Первые райтеры — они были не такие, они рисовали все с нуля, без прямого разрушающего воздействия на мозг СМИ, однако сейчас их никто не вспомнит, ведь это было больше десяти лет назад… На сегодняшний день все больше развивается рынок граффити-оформлений, и некоторых олдскульщиков можно встретить на подработках там. Иногда можно увидеть интересные проекты от “Рус Крю” почти в полном составе, изредка Шамана, керектеры Шухера или Moby Crew Factory — ну, наверное, это те, кого вспомню только я. Однако поток рисующих настолько велик, что вряд ли в Москве можно встретить хоть один живой кусок работ одного из тех райтеров».