Панки появились в СССР в конце 1970-х — почти одновременно со своими собратьями на Западе. Ирония судьбы была в том, что советские панки узнали о западных из обличительных статей в советских газетах и сюжетов «Международной панорамы», но вместо того, чтобы их презирать — выбрали в качестве примера для подражания. Одновременно в СССР стали проникать пластинки западных панк-групп. Идеология советского панка — нигилизм, протест против тоталитарного общества и его традиционных ценностей. Внешний вид и поведение — яркие и шокирующие. Панки вели паразитический образ жизни, чем очень гордились.
Советские панки сильно отличались друг от друга внешне и идеологически — в зависимости от места проживания. Так, например, сибирские панки были выходцами из движения хиппи, но со временем сильно в нем разочаровались и радикализировались. Таллинские панки были совершенно неотличимы от стокгольмских и лондонских что внешне, что музыкально. Московские были всех видов и типов в зависимости от места тусовки и любимых групп, а питерские панки (первые в СССР) вели полубогемный образ жизни и устраивали протоперформансы. Считается, что первым панком в СССР был питерский музыкант, лидер группы «Автоматические удовлетворители» Андрей Свин Панов. Он был сыном знаменитого танцовщика Кировского балета Валерия Панова, сбежавшего на Запад, и известной балерины Лии Петровны Пановой. Несмотря на то, что он был любимцем заведующей по репертуару питерского рок-клуба Анны Огибиной, в свободное от клоунады, музыки и попоек время, согласно уличному панковскому фольклору, Свин испражнялся на улицах и в подъезде Бориса Гребенщикова, а также совокуплялся с выхлопной трубой автобуса. Свин был одним из лидеров питерской панк-тусовки, в которой, среди прочих, также состояли фронтмен групп «Отдел самоискоренения» и «Народное ополчение» Алекс Оголтелый Строгачев, кинорежиссер Евгений Юфит и даже юный Виктор Цой.
Миша Бастер
Художник, куратор архива www.kompost.ru
«Cтоит, наверное, сказать, что большинство участников панк-движа 1980-х к термину “панк” относились крайне иронично, хотя внутренние, практически академические дискуссии на этот счет велись постоянно. Еще Андрей Панов (Свинья), теоретизировал, что панки бывают двух видов: панки по жизни (просто раздолбаи) и панк-профессионалы (те, кто развивается в рамках этого стиля). И как настоящий панк-профессионал поверг в 1984 году в ужас гостей Александра Липницкого, совершив концептуальный акт копрофагии и выразив тем самым отношение к тому, чем все эти люди занимаются. Но ничего эти гости не поняли, поэтому такая форма акционизма не прижилась.
В наших компаниях уличных московских клоунов все было проще, хотя чудили не менее жестоко и по отношению к себе и окружающим, постоянно меняя дресс-код и генерируя в головах за всем этим присматривающих комсомольцев ужасные мифы о новых бандах и новые классификации панка. Позже мы выяснили, что во внутренних директивах опер-отрядов устоялось три типа панков: панки-фашисты (или наци-панки), панки-анархисты и панки-помоечники. Естественно, это были одни и те же люди, и, по нашим версиям, градаций было несколько больше.
Дискуссии по поводу, что есть панк, шли в рамках выяснений отношений с остальными городскими племенами. В основном с как бы хиппи, среди которых были взрослые битнички, и называли они себя индейцами. Это было действительно забавно: молодые хиппи гундосили о каких-то “пункерах”, а олдовые реагировали адекватно и участвовали в сценках.
Как иллюстрация: примерно в 1988 году на Никитских Воротах встретились два одиночества примерно одинакового роста, под два метра, но разных лиг: панк Юра Лимон и битник Чапай, у которого была растяжка как у Джеки Чана, и он активно ей пользовался, выполняя пассы, как заправский богатырь из индийского кино. Не застав начала дискуссии, мы с товарищами своим появлением спровоцировали активные действия: Юрий, как настоящий панк-профессионал, с разбегу плюхнулся посреди большой лужи, обдав прохожих волной грязи, и заорал: “А я вот панк!”. Чапай, вслед за ним, выполняя мистические пассы школы пьяного мастера, плюхнулся рядом и заревел: “А я тоже хиппи!” Смеялись все долго, и такие разнообразные кульбиты на адреналине и легком алкоголе происходили круглосуточно и во многих местах на протяжении нескольких лет».